###Анализ доходности футбольных клубов ###
Футбол по праву называют самым популярным видом спорта на планете. Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) включает в себя 208 национальных федераций – это больше, чем число стран, являющихся членами ООН.
За последнее десятилетие футбол добился стремительного прогресса. В Европе бюджеты лучших клубов исчисляются сотнями миллионов евро. В странах футбольной топ-пятерки: Англии, Испании, Италии, Германии, Франции давно научились превращать любимую забаву миллионов людей в прибыльное дело. В Украине футбол в последние годы также заметно улучшил свои показатели. Этот спорт стал значимой частью социальной сферы, а футбольные клубы – полноправными хозяйствующими субъектами. Бюджеты большей части представителей отечественной Премьер Лиги уже преодолели отметку в $10 млн.
Об эффективности деятельности любого профессионального футбольного клуба, прежде всего, говорят его спортивные результаты. Однако давно установлено, что между большими победами и коммерческим успехом существует прямая связь. Например, клубы, которые добиваются права участвовать в престижных европейских соревнованиях - Лиге Чемпионов и Лиге Европы - автоматически получают солидные премиальные от Европейской федерации футбольных ассоциаций (УЕФА). Причем, бонус возрастает в зависимости от успехов команды в этих соревнованиях. В минувшем сезоне 2008-2009 гг. продажа телевизионных, коммерческих и рекламных прав принесла Лиге чемпионов доход в €820 млн. Более 70 % этой суммы было потрачено на премиальные выплаты 32 командам-участницам группового этапа. Оставшаяся сумма пошла на «выплаты солидарности» для национальных федераций и мелкие расходы. Престиж участия клубов в европейских турнирах подкреплен солидными цифрами, которые приведены в таблице 1 согласно данным официального сайта УЕФА.
Событие | Лига чемпионов, млн. евро | Кубок УЕФА, млн. евро |
---|---|---|
Участие в групповой стадии | 3,0 | 0,105 |
Сыгранный матч | 0,4 | - |
Победа | 0,6 | 0,04 |
Ничья | 0,3 | 0,02 |
Выход в 1/16 финала | - | 0,07 |
Выход в 1/8 финала | 2,2 | 0,07 |
Выход в 1/4 финала | 2,5 | 0,3 |
Выход в 1/2 финала | 3,0 | 0,6 |
Выход в финал | 4,0 | 1,5 |
Победа в турнире | 7,0 | 2,5 |
Таблица 1.Бонусные выплаты УЕФА в сезоне 2008/2009
* В Лиге чемпионов не существует стадии 1/16 финала. Команды, попавшие на стадию 1/16 Кубка УЕФА из Лиги чемпионов, этот бонус не получают.
Несмотря на очевидный рост финансовой успешности украинского футбола, вызванный образованием нового механизма – Премьер Лиги, отечественным клубам доходы европейских коллег пока могут только сниться. Наибольших успехов в коммерческой деятельности достигают клубы, которые добиваются максимальных спортивных результатов именно в Лиге Чемпионов.
Представители украинского футбола в минувшей еврокубковой кампании заработали €19,205 млн. Самые крупные премиальные достались победителю последнего в истории розыгрыша Кубка УЕФА донецкому «Шахтеру» – €10,6 млн. Киевское «Динамо», дошедшее до 1/2 финала Кубка УЕФА в общей сложности получило €8,1 млн. А харьковский «Металлист» пополнил свой бюджет на €505 тыс. Из таблицы видно, что премиальные, выплаченные за участие в Кубке УЕФА, на несколько порядков уступают Лиге Чемпионов. Однако недавнее переформирование «обиженного» соревнования в новый турнир - Лигу Европы - обещает повышения финансовых вознаграждений для клубов, приближенных к стандартам Лиги Чемпионов.
В таблице 2 собраны данные аудиторской компании Deloitte о десяти самых доходных клубах Европы. В этом авторитетном рейтинге использовались показатели полученных доходов, так как они являются наиболее доступным и сопоставимым индикатором результатов финансовой деятельности футбольного клуба. Доходы клубов включают плату за трансфер игроков, налог на добавленную стоимость и прочие налоги, взимаемые с выручки от продаж. В некоторых случаях специалисты Deloitte сделали некоторые корректировки показателей валовой выручки, чтобы отобразить более адекватное, по их мнению, сопоставление различных клубов с точки зрения футбольного бизнеса.
Клуб | 2007-08 | 2006-07 | 2005-06 | Страна |
---|---|---|---|---|
1. Реал | 365,8 | 351,8 (1) | 292,2 (1) | Испания |
2. МЮ | 324,8 | 315,4 (2) | 242,6 (4) | Англия |
3. Барселона | 308,8 | 291,1 (3) | 459,1 (2) | Испания |
4. Бавария | 295,3 | 223.7 (7) | 204,7 (8) | Германия |
5. Челси | 268,9 | 284,4 (4) | 221,0 (6) | Англия |
6. Арсенал | 264,4 | 264,2 (5) | 177,4 (9) | Англия |
7. Ливерпуль | 210,9 | 202,1 (8) | 176,0 (10) | Англия |
8. Милан | 209,5 | 227,7 (6) | 238,7 (5) | Италия |
9. Рома | 175,4 | 157,7 (10) | 127,0 (12) | Италия |
10. Интер | 172,9 | 195,4 (9) | 206,6 (7) | Италия |
Таблица 2.Самые доходные клубы Европы, €млн. (место в таблице)
За последние 13 лет победителями Лиги чемпионов становились исключительно клубы, входящие в топ-десятку по доходной части бюджета. Правда, было одно исключение из правил. В сезоне 2002-2003 неожиданно для большинства экспертов, самый престижный еврокубок выиграл португальский Порту. Что лишь подтверждает: не бывает правил без исключений.
Как видно из таблицы, доходы клубов Десятки имеют тенденцию к росту. Принимая во внимание тот факт, что мадридский Реал имеет в своей коллекции рекордное для турнира количество завоеванных трофеев Лиги Чемпионов – 9 кубков, первенство испанского клуба в гонке доходности не кажется случайным. Как правило, солидные доходные показатели клуба соседствуют с не менее космической расходной частью бюджета, при этом самые крупные финансовые вливания касаются покупки футболистов и их зарплат. Согласно данных португальского издания Futebol Finance, которое специализируется на финансовой стороне футбола, 5 команд из рейтинга Deloitte суммарно инвестировали в сезоне 2009-2010 в игроков €676,4 млн. В частности: Реал Мадрид – €257,4 млн., Манчестер Юнайтед – €139,3 млн., Барселона – €113,5 млн., Интернационале – €90,5 млн., Бавария Мюнхен – €74,7 млн.
Deloitte сообщает, что совокупные доходы 20 наиболее успешных в коммерческом отношении клубов выросли на 11% и достигли уровня €3,7 млрд в сезоне 2006-2007гг. Таким образом, футбольный сектор экономики демонстрирует лучшую динамику развития, начиная с сезона 2002-2003 гг. Из отчета аудиторской компании следует, что Реал Мадрид и Манчестер Юнайтед стали первыми футбольными клубами, чьи доходы за сезон превысили €300 млн. евро. Прирост доходов королевского клуба составил целых 20%.
Доходная часть любого футбольного клуба может наполняться за счет спонсорства и рекламы, продажи трансферных прав футболистов, продажи клубной атрибутики, билетов, сезонных абонементов, прав на телетрансляции и бонусных выплат от УЕФА. Клубам топ европейской пятерки футбол выгоден с коммерческой точки зрения, потому что они умеют зарабатывать. Испанский Реал Мадрид получает 57% доходов только от стадионных сборов во время матчей и прав на телетрасляции. Барселона по тем же показателям набирает 66%. Доходная часть бюджета туринского Ювентуса наполняется на 68% лишь за счет продажи телевизионных прав, у Милана аналогичный сбор несколько ниже – 65%. Доход от коммерческой деятельности мюнхенской Баварии – 54%.
Украинская экономика в целом и телевизионный рынок в частности не настолько сильны, чтобы отечественные футбольные клубы начали показывать по этим позициям в своих доходах цифры хотя бы первого порядка, исчисляемые в миллионах евро. Рейтинг, составленный журналом Фокус, показывает, что доходы отечественных команд, чьи матчи транслируют чаще всех, от продажи прав на телетрансляции лишь незначительно превышают один миллион гривен. Бюджеты всех украинских футбольных клубов, как и большинство спортивных команд бывшего соцлагеря, дефицитны. Они на 80% наполняются за счет спонсорских средств, которые в свою очередь являются собственными финансовыми активами владельцев клубов. И это факт!
Однако тенденция развития финансовой привлекательности украинского футбола существует. И она хоть и медленная, но положительная. Отчасти уверенность подкрепляется увеличением популярности, а с ней - и силы чемпионата нашей страны. Увеличению доходной части бюджетов отечественных клубов будет способствовать общий рост экономики страны и внутренние факторы самого футбольного клуба. К ним можно отнести бизнес-решения, позволяющие максимизировать доходы от продажи прав на телетрансляции, коммерческих прав, спонсорства и рекламы, трансферов на внутреннем и международном рынках, коммерческой деятельности, стадионных сборов. Кроме того необходимы бизнес-планы, позволяющие минимизировать или компенсировать расходы клубов. Поскольку футбол всегда граничит с серьезными рисками, вызванными травмами футболистов, которые в свою очередь обходятся клубам в миллионы долларов, правильная оценка рисков также приведет к уменьшению дефицита бюджета.
На сегодняшний день бюджеты и любая отчетность о финансовой деятельности практически каждого украинского футбольного клуба – это большая коммерческая тайна. Но подтверждение того, что доходы отечественных клубов возрастают, имеет место. Пока в нашем чемпионате наиболее полную финотчетность вот уже второй год предоставляет только донецкий Шахтер. Поэтому его и возьмем как образец для изучения доходности украинских клубов. Доход донецкого клуба в сезоне 2007-2008 гг. вырос почти на $10 млн. Самая крупная статья доходов Шахтера – продажа трансферных прав игроков. В сезоне 2006-2007 она принесла $33,56 млн., а годом позже $37,22 млн. Бонусы от УЕФА за участие в еврокубках составили $9,57 млн. и $10,96 млн. соответственно. Приплюсуем сюда упомянутые в начале статьи €10,6 млн. за минувший сезон в пересчете на валюту США и получим $14,9 млн. Что также подтверждает утверждение, что между успехами футбольных клубов в коммерческой деятельности и достигнутыми спортивными результатами существует прямая связь. Таким образом, доходная часть Шахтера в сезоне 2006-2007 составляла $47,34 млн., а в следующем сезоне – $57,15 млн.
Стоит отметить, что у клубов украинской Премьер лиги появляется превосходная возможность на более качественном уровне организовать поступление финансовых активов и увеличение доходной части бюджета в связи с проведением в нашей стране финальной стадии Чемпионата Европы 2012 года.
Первое, что может существенно повлиять на финансовую привлекательность и эффективность клубов – это их стадионы. Показателен европейский опыт. Переезд лондонского Арсенала на новый стадион Emirates Stadium послужил причиной существенного изменения объемов выручки клуба. После этого Арсенал закрепился на 6 строчке в рейтинге Deloitte самых доходных клубов мира. Донецкий Шахтер уже играет на самом лучшем стадионе в Восточной Европе - Донбасс Арене. Несколько раньше горняков современную арену соорудил днепропетровский Днепр. Скоро должна завершиться реконструкции стадиона Металлиста в Харькове и НСК Олимпийский в Киеве. Качественное изменение инфраструктуры – прямой путь к увеличению объемов доходов чемпионата, и отрадно, что наши клубы идут этим путем.
Сергей АБРАМОВ специально для "Ежедневника Инвестора"